Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку. Как оказывать первую помощь

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Первая помощь в ДОУ.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.

Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.

В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.

Ситуации, требующие оказания первой помощи

С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.

Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела в верхних дыхательных путях;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги;
  • отморожения;
  • отравления.

Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:

  • необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
  • вызвать скорую медицинскую помощь;
  • определить сознание;
  • восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
  • определить признаки жизни у пострадавшего;
  • провести сердечно-легочную реанимацию;
  • остановить наружное кровотечение;
  • выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
  • придать оптимальное положение тела пострадавшему;
  • контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
  • передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.

Алгоритм действий педагога:

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.

Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Важно знать!

Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.

Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

Памятка для педагогов «Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»

Памятка для педагогов

«Последовательность действий
при оказании первой помощи ребенку»

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Анкета для педагогов
«Вопросы оказания первой помощи детям»
7

Уважаемые коллеги!
Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Чтобы быть готовыми к различным ситуациям, суметь вовремя оказать необходимую помощь ребенку и тем самым избежать печальных последствий, предлагаем вам проверить свои знания и ответить на вопросы данной анкеты.

1. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

☐ любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком;

☑ любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии специальной подготовки и (или) навыков;

☐ только медицинский работник.

2. При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь?

☑ травмы различных областей тела;

☑ инородные тела верхних дыхательных путей;

☑ остановка дыхания и кровообращения;

3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

☑ вызов скорой медицинской помощи;

☑ определение признаков жизни у пострадавшего ребенка;

☑ оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

☑ восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

☑ придание оптимального положения телу;

☑ временная остановка наружного кровотечения;

☑ выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

☐ применение лекарственных препаратов;

☑ контроль состояния и оказание психологической поддержки;

☑ передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

4. В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании?

☐ конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова;

☑ голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности;

☐ грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности.

5. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригады скорой медицинской помощи?

☑ обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;

☑ наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

☐ промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

☑ если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут.

6. Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания?

Читать еще:  Какими болями проявляется эндометриоз. Как избавиться от болей при эндометриозе у женщин

☐ наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться;

☐ в течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку;

☑ запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.

7. Как проверить признаки сознания у ребенка?

☐ спросить у ребенка, как его зовут;

☑ аккуратно потормошить за плечи и громко спросить «Что случилось?»;

☐ поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз.

8. Что делать, если ребенок подавился и не может дышать, говорить и кашлять?

☑ ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед;

☑ выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года – в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли;

☑ если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания, при их отсутствии – вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации.

9. Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

☐ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком;

☑ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут;

☑ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани.

10. Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

☑ прекратить поступление ядовитого вещества в организм ребенка (вынести его из загазованной зоны, удалить жало насекомого, стереть ядовитое вещество с поверхности кожи и т. д.);

☑ удалить поступивший яд (например, вызвать рвоту);

☑ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком, оказывая помощь при необходимости (например, при исчезновении признаков жизни приступить к сердечно-легочной реанимации).

Примечание. Правильные ответы отмечены галочкой

10 базовых навыков оказания первой помощи

Статья посвящена базовым навыкам оказания первой помощи. Вы узнаете, что делать при кровотечениях, переломах, отравлении, обморожении и в других экстренных случаях.

Первая помощь — это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление — в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской — она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
  4. Вызвать специалистов: 112 — с мобильного телефона, с городского — 03 (скорая) или 01 (спасатели).
  5. Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
    • восстановление проходимости дыхательных путей;
    • сердечно-лёгочная реанимация;
    • остановка кровотечения и другие мероприятия.
  6. Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.

Искусственное дыхание

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.

Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Техника искусственного дыхания рот в рот

  1. Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
  2. Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

Положите на рот пострадавшего салфетку, платок, кусок ткани или марли, чтобы защитить себя от инфекций. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в лёгкие пострадавшего.

Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем — 12–15 выдохов в минуту.

  • Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы всё делаете правильно.
  • Непрямой массаж сердца

    Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

    Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, — это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

    Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

    Техника непрямого массажа сердца

    1. Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
    2. Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток — это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.
    3. Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка — это точка компрессии.
    4. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони — ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.
    5. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота — 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.

    Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам — ладонью одной руки.

    Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку.

    Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.

    Приём Геймлиха

    При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) — человек задыхается.

    Признаки закупоривания дыхательных путей:

    • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью — держится за горло.
    • Неспособность говорить.
    • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

    Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.

    1. Встаньте позади пострадавшего.
    2. Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
    3. Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

    Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

  • Повторите приём несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.
  • Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.

    Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.

    Кровотечение

    Остановка кровотечения — это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

    Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

    При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты — чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.

    Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.

    Точки прижатия артерий

    Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

    Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

    Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.

    Техника наложения кровоостанавливающего жгута

    1. Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
    2. Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута — побледнеть.
    3. Наложите повязку на рану.
    4. Запишите точное время, когда наложен жгут.

    Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

    Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку. Как оказывать первую помощь

    В ее составлении нам помогли специалисты компании Tempus, которая проводит тренинги “Первая помощь детям”.

    Вы будете удивлены, но первая помощь — это набор простых действий, которые несложно запомнить, но важно отработать. Первая помощь оказывается теми людьми, которые в момент происшествия находятся рядом с пострадавшим. Вот почему так важно, чтобы ее умели оказать люди, которые находятся рядом с ребенком (няни, учителя, родственники).

    Частыми причинами смертности детей являются ДТП, удушение (ребенок подавился, например, игрушками или едой в присутствии родителей дома или при преподавателях в учебном заведении). Своевременно оказанная первая помощь может предотвратить серьезные последствия.

    Любая первая помощь начинается с оценки безопасности и заканчивается прибытием скорой помощи. Не паникуйте, оцените ситуацию, окажите первую помощь и вызовите скорую помощь.

    Читать еще:  Кот накакал на кровать почему. Кошка гадит на кровать — что делать? Нестерилизованные коты и кошки

    Как правильно вызвать Скорую помощь (номер 112 с мобильного)

    Во время звонка вам нужно четко ответить на вопросы ЧТО-ГДЕ-КТО?

    Что случилось? Коротко сообщите, что произошло с человеком конкретного пола и приблизительного возраста.
    Где случилось? Назовите точный адрес, где это произошло. Если есть возможность встретить Скорую помощь, не бросая пострадавшего, обязательно это сделайте.
    Кто звонит? Назовите свое имя, фамилию и кем вы приходитесь пострадавшему (прохожий, родственник).

    Первым кладет трубку диспетчер скорой помощи.

    Что делать, если ребенок потерял сознание

    Сознание — это первый показатель жизнедеятельности человека. При наличии сознания мы точно знаем, что ребенок дышит и его сердце бьется. Чтобы проверить сознание, обратитесь к ребенку. При отсутствии реакции повторите это громким голосом и слегка встряхните за плечи, не отрывая от земли (детей до 1 года рекомендуется легонько потереть по грудине, или легко постучать по стопе).

    Как определить состояние ребенка, если он не реагирует на внешние раздражители и находится в бессознательном состоянии? Так как дыхание и кровообращение – связанные функции (если есть дыхание, то есть и сердцебиение), а проверка пульса – сложно приобретаемый навык, мы займемся оценкой дыхания.

    Проверка дыхания начинается с восстановления проходимости дыхательных путей, так как они могут быть перекрыты корнем языка или рвотными массами. Вам не нужно вытаскивать язык руками, все что необходимо — это запрокинуть голову ребенка назад для открытия дыхательных путей.

    Следующим шагом должна быть проверка на наличие нормального дыхания (2 и более выдохов за 10 секунд). Мы будем использовать метод СВЧ (СЛЫШУ-ВИЖУ-ЧУВСТВУЮ).
    Необходимо приложить свое ухо ко рту ребенка, чтобы слышать и чувствовать выдохи; положить на корпус руку, чтобы видеть подъемы груди. Произносите вслух секунды, про себя услышанное количество выдохов.

    Если дыхание нормальное, переведите ребенка в безопасное положение. Оно применяется, когда пострадавший находится без сознания, но имеет нормальное дыхание. Эта позиция позволяет устранить два основных риска для ребенка в бессознательном состоянии: подавление рвотными массами и западение корня языка.

    Затем вызовите “Скорую помощь”.

    Что делать, если ребенок подавился

    Существует множество причин из-за которых ребенок может перестать дышать и одна из них – это подавление инородным телом. Есть два вида перекрытия дыхательных путей: полное и частичное.

    Когда дыхательные пути частично перекрыты, у организма срабатывает защитная реакция – кашель. Кашель в этой ситуации помогает лучше всего. Стимулируйте кашель ребёнка, говоря с ним, чтобы он не волновался: “Кашляй, кашляй, это тебе поможет”. Ни в каком случае не хлопайте человека по спине и не давите на живот или грудь, это может сбить кашель и усугубить ситуацию. Дайте человеку откашляться, а если кашель длится более 5 минут, вызовите скорую.

    Если ребенок не может кашлять или что-то сказать, его лицо меняет цвет, то наступило полное перекрытие дыхательных путей. Здесь без сторонней помощи не обойтись. В первую очередь, старайтесь сохранять спокойствие. Наклоните ребенка вперед, поддерживая его одной рукой в районе груди, второй нанесите пять ударов от лопаток к шее (приём Геймлиха). После этого, если ребенок начал кашлять, то это хороший сигнал, пусть кашляет.

    Если же приём Геймлиха не помог, а ребёнок уже без сознания, то самое время переходить к сердечно-легочной реанимации, но это практический навык, который без должных навыков не стоит применять.

    Что делать, если ребенок обжегся

    Вокруг первой помощи при ожогах сосредоточено множество мифов: нужно мазать рану маслом, мазью или еще чем похуже. Мы постараемся развеять данные утверждения. Важно понимать, что сейчас мы говорим о термических и химических ожогах (ожог кипятком или бытовой химией). Сначала о видах ожогов, их существует три:

    І степень — покраснение.

    ІІ степень — покраснение с волдырями на коже.

    ІІІ степень — обугливание или отсутствие мягких тканей.

    Ожог — это не всегда поверхностное повреждение кожи, но еще и внутреннее, которое мы не видим. Первая помощь при первой и второй степени одинаковая. Наша цель — охлаждение обильным количеством проточной воды на протяжении 10-15 минут. Если за этот период времени ребенок дал вам понять, что ему стало холодно в районе раны, прекратите охлаждать.

    Если после охлаждения рана вновь печет, то охлаждать не стоит, вы можете переохладить обожженный участок кожи и ухудшить ситуацию. В этом случае обращайтесь в скорую помощь или медицинское учреждение. Если рядом нет проточной воды, допустимо охлаждение льдом (замороженными продуктами) или снегом исключительно через ткань. Не допускайте прямого контакта предмета с кожей.

    Ни в коем случае не мажьте место ожога маслом или кремами. После охлаждения, которое убрало боль в месте ожога, допустимо применение пантенола в качестве заживляющего средства. Применив пантенол до охлаждения или вовсе без него, вы не дадите выход жара из ожога, тем самым увеличив степень ожога.

    При третьей степени ожогов смысла в охлаждении нет, важно закрыть пораженный участок тела чистой тканью и вызвать бригаду скорой помощи.

    Что делать, если случился перелом, вывих или ушиб

    Под переломами мы подразумеваем все виды травм, угрожающие целостности костей, то есть вывихи и ушибы. Просто на глаз определить не специалисту сложно, вывих это или перелом. Поэтому всегда подразумеваем худший вариант.

    Часто в советских учебниках и на уроках ОБЖ, вы могли видеть замысловатые конструкции из палок или бревен, которые нужно фиксировать на конечностях. Реальной надобности в этом нет, если у вас нет острой необходимости перенести ребенка в безопасное место или транспортировать на большое расстояние. Важно понимать, что при оказании первой помощи мы не занимаемся вправлением или каким-то лечением перелома.

    В первую очередь попросите ребенка не двигаться и принять удобное положение. Если это перелом руки в районе предплечья, помогите ребенку согнуть руку в локте и приложить к груди. Если перелом выше локтя, выпрямите руку вдоль тела.

    Если у ребенок травма ноги, помогите принять полусидячее положение и поднимите поврежденную ногу чуть выше таза, подложив под нее любой предмет, например, сумку или рюкзак. После этих манипуляций вы можете прикладывать что-то холодное к месту перелома через ткань, избегая прямого контакта холода и тела.

    После этого можно вызвать скорую. Скорая помощь обязана выезжать на все травмы с кровотечением или нарушением функции конечности, а также на травмы головы. Скорая может отвезти ребенка в травмпункт или в стационар, в зависимости от показаний.

    Что делать, если у ребенка кровотечение

    Кровопотеря у ребенка — это серьезная угроза для его жизни и здоровья. Задаваясь вопросом, чем остановить кровотечение, чаще всего приходит на ум жгут. Носите ли Вы с собой жгут? Использовать ремень или футболку в качестве импровизированного жгута – не всегда эффективно и требует практической отработки. Самым эффективным средством для остановки кровотечения является давление. Прямое давление в рану — это эффективный и очень безопасный способ, который не требует специальных средств.

    Не имеет значения, какое кровотечение у ребенка: венозное, капиллярное или артериальное. Все их останавливайте прямым давлением рукой в рану. Эффективно это сделать вам поможет любая ткань, футболка или шарф, просто импровизируйте.

    Если травму получил незнакомый вам ребенок, по возможности обезопасьте себя от прямого контакта с кровью. Если у вас есть обычные латексные или нитриловые перчатки, то надевайте их, но если под рукой их не оказалось, воспользуйтесь пакетом из супермаркета.


    Куда не нужно давить?
    Жизнеугрожающие внешние кровотечения, которые мы можем остановить, могут быть только из конечностей, ягодиц и шеи. Поэтому если у ребенка разбита голова, повреждена грудь или живот, не оказывайте никакого давления в рану. Если повреждена голова, надавив на рану, вы можете сместить поврежденные кости черепа, ухудшив состояние пострадавшего. В грудь или в живот давить не имеет смысла (это полости), и если сосуды будут повреждены, кровь будет уходить внутрь.

    Носовое кровотечение

    Просить ребенка запрокинуть голову не стоит, кровь из носа будет попадать в горло и приносить неприятные ощущения. Просто посадите ребенка, подайте его корпус вперед, после зажмите пальцами нос, через две-три минуты кровь остановится. Если кровотечение из носа периодически возобновляется, обратитесь к врачу или вызовите скорую.

    Что делать, если случился судорожный припадок (эпилепсия)

    Огромным количеством мифов обросло оказание первой помощи при судорожном припадке. Эпилепсия — это болезнь, а ее проявление — это хаотичные судороги у человека. У детей судороги могут быть вызваны повышением температуры, то есть их появление можно предупредить. Но если вы уже столкнулись с этим, нужно правильно действовать.

    Ни в коем случае не нужно лезть в рот! Ничего не нужно засовывать или пытаться разжать зубы любыми предметами. Язык во время приступа никогда не западет, потому что он также напряжен, как и другие мышцы. Что же стоит делать? Серьезную угрозу представляет только падение во время припадка и возможность разбить голову. Поэтому мы придерживаем аккуратно голову или что-то под нее подкладываем, например, сумку или рюкзак.

    По возможности переверните пострадавшего на бок и освободите от сдавливающей одежды. Дождитесь окончание приступа и переверните ребенка на бок. Если нужно, прочистите его рот от скопившейся пены или рвоты. Вызовите скорую, и когда пострадавший придет в сознание, успокойте и объясните ему, что с ним произошло.

    Что делать, если ребенок упал с высоты

    Падение с высоты может вызвать не только травму позвоночника, но и шейного отдела, повредить спинной мозг. Эти травмы мы можем только подразумевать. Если ребенок после падения находится в сознании и жалуется на боль в районе шеи или спины или не чувствует рук или ног, — успокойте его и минимизируйте движения головы и корпуса.

    Зафиксируйте руками голову ребенка, оперевшись локтями на твердую поверхность, говорите с ним и успокаивайте. Вызовите скорую и контролируйте состояние пострадавшего.

    Мы надеемся, что эти знания вам никогда не пригодятся!

    МКДОУ » Сказка» п. Рудничный

    Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО.

    Но так как большую часть времени дети проводятс воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность.Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизньдошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинскихработников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что еслимедсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штатедошкольной образовательной организации? Разберемся, как следует воспитателю поступатьв подобных ситуациях и где заканчивается зонаего ответственности.

    Читать еще:  Как облегчить насморк ночью ребенку. Сильный насморк у грудничка: самые эффективные методы лечения

    Имеет ли право воспитательоказывать первую помощь детям

    Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредитьдальнейшие повреждения и возможныеосложнения.Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстреннойситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков1. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относитсяк мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать

    первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

    Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средствобразовательной организации1. Период обучения – 1 раз в три года

    2. Порядок, формуи оформление результатов обучения такжеопределяет работодатель

    3.Согласно ст. 41 Федерального законаот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации» охрана здоровьядетей обеспечивается в т. ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи. В тоже время, следует помнить,что находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшимдетям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОО: должностных инструкциях, приказах руководителя,инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены под подпись.

    Какие ситуации требуютоказания первой помощи.

    С детьми случаются разные ситуации, но не всеони находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

    Объем оказания первой помощи определенна законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятийпо спасению жизни

    4. Первую помощь оказываюттолько при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

    остановка дыхания и кровообращения;

    инородные тела верхних дыхательных путей;

    травмы различных областей тела;

    Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокаятемпература или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

    При восьми неотложных состояниях предусмотреныследующие мероприятия первой помощи:

    оценить обстановку и создать безопасные условиядля оказания первой помощи;

    вызвать скорую медицинскую помощь;

    восстановить и поддерживать проходимость дыхательныхпутей;

    определить признаки жизни у пострадавшего;

    провести сердечно-легочную реанимацию;

    остановить наружное кровотечение;

    выявить признаки травм, отравлений и других состояний,угрожающих жизни и здоровью;

    придать оптимальное положение тела пострадавшему;

    контролировать состояние пострадавшего и оказыватьему психологическую поддержку;

    передать пострадавшего бригаде скорой медицинскойпомощи.

    Первую помощь согласно данному перечню необходимооказывать в определенной последовательности

    и варьировать в зависимости от состоянияпострадавшего. Алгоритм действий педагогас учетом этой последовательности представленв виде памятки в приложении 1.

    Таким образом, ни применение лекарственныхпрепаратов, ни обработка ран не входят в перечень

    мероприятий первой помощи, и, значит, воспитательне обязан это делать.

    Решение о применении медикаментов – этофактически назначение лечения, которое требуетопределенных медицинских знаний. Такое правоимеет врач или фельдшер. Воспитатель можеттолько помочь ребенку принять лекарство, котороеранее назначил врач.

    Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотреребенка может потребоваться остановка кровотечения,

    зашивание раны и прочие хирургическиедействия. Что же касается поверхностных ссадин,то они не представляют угрозы для жизни и здоровьяребенка даже без их обработки.

    Какую ответственность несетвоспитатель за неоказаниепервой помощи

    Воспитатель самостоятельно принимает решениеоб оказании первой помощи исходя из состояния

    ребенка. Однако в случае, если педагог не оказалпервую помощь воспитаннику, он может бытьпривлечен как к дисциплинарной, так и к уголовнойответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственностьгрозит педагогу, который заведомо

    оставил без помощи воспитанника в опасном дляего жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено

    также альтернативное наказание – штрафные санкцииили лишение свободы до 1 года.

    При этом если педагога обвиняют в несчастномслучае, произошедшем с ребенком, но он оказал

    ему первую помощь, это обстоятельство смягчаетнаказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к»

    ч. 1 ст. 61 УК РФ).

    Кроме того, не является преступлением неумышленноепричинение вреда в ходе оказанияпервой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАПРФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинениевреда в том случае, если им был устранен большийвред (например, если во время сердечно-легочнойреанимации педагог надавил на грудную клеткуи сломал ребро или порвал одежду, но при этомспас жизнь ребенку).

    Повысить уровень знаний и качество оказанияпервой помощи поможет профессиональнаяподготовка и регулярная переподготовка педагогов.

    В связи с тем, что эти знания и навыкине применяются каждый день, никто не застрахованот ошибки.

    В преддверии летнего периода, для которогохарактерно увеличение травмоопасных ситуаций,проведите с педагогами консультацию. Используйтематериалы сайта «Все о первой помощи» –allfirstaid.ru. Он содержит информацию, котораясоответствует действующему законодательству.Предложите педагогам оценить свои знания с помощьюанкеты (приложение 2).

    ВАЖНО Памятка для педагогов

    «Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»

    • 1 Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
    • 2 Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
    • 3 При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригадыскорой медицинской помощи.
    • 4 Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
    • 5 Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовитескорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия:например, остановите кровотечение, наложите повязки и т.д.
    • 6 Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

    Анкета для педагогов

    «Вопросы оказания первой помощи детям»

    Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Чтобы быть готовыми к различным ситуациям, суметь вовремя оказать необходимую помощь ребенку и тем самым избежать печальных последствий, предлагаем вам проверить свои знания и ответить на вопросы данной анкеты.

    1. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

    любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком;

    любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков;

    только медицинский работник.

    2. При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь?

    травмы различных областей тела;

    инородные тела верхних дыхательных путей;

    остановка дыхания и кровообращения;

    3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

    вызов скорой медицинской помощи;

    определение признаков жизни у пострадавшего ребенка;

    оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

    восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

    придание оптимального положения телу;

    временная остановка наружного кровотечения;

    выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

    применение лекарственных препаратов;

    контроль состояния и оказание психологической поддержки;

    передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

    4. В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании?

    конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова;

    голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности;

    грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности.

    5. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригадыскорой медицинской помощи?

    обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;

    наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

    промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

    если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут.

    6. Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания?

    наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться;

    в течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку;

    запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.

    7. Как проверить признаки сознания у ребенка?

    спросить у ребенка, как его зовут;

    аккуратно потормошить за плечи и громко спросить «Что случилось?»;

    поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз.

    8. Что делать, если ребенок подавился и не может дышать, говорить и кашлять?

    ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед;

    выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года – в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли;

    если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания, при их отсутствии – вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации.

    9. Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

    вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком;

    вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно

    с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут;

    вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно

    с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани.

    10. Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

    прекратить поступление ядовитого вещества в организм ребенка (вынести его из загазованнойзоны, удалить жало насекомого, стереть ядовитое вещество с поверхности кожи и т. д.);

    удалить поступивший яд (например, вызвать рвоту);

    вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком, оказывая помощьпри необходимости (например, при исчезновении признаков жизни приступить к сердечно-легочной реанимации).

    1 Памятка составлена на основе перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий

    по оказанию первой помощи, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н.

    2 Анкета составлена по материалам Памятки «Оказание первой помощи пострадавшим», выпущенной МЧС России (2015 г.).

    Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector